контрольно-надзорная деятельность

назад

Шаг в будущее

Шаг в будущее

Наша повседневная жизнь всё теснее связана с информационными технологиями. Сложные компьютерные программы внедряются не только в быту, но и в управленческих процессах бизнеса. Благодаря постепенному, но значительному снижению затрат на вычислительные мощности и передачу данных, открываются возможности, которых не существовало ещё несколько лет назад: частные фирмы создают целые цифровые экосистемы, эффективно контролирующие все аспекты деятельности.

Государство традиционно отставало в этом вопросе и всегда ассоциировалось с излишней бумажной волокитой. Это создавало серьёзные препятствия для бизнеса, который тратил огромное количество времени на подобную работу.

Однако реализуемая реформа контроля и надзора активно модернизирует инструментарий работы надзорных ведомств, используя новейшие технологии. Масштабы этой модернизации столь велики, что международный эксперт Всемирного банка по информационно-коммуникационным технологиям Горан Вранич назвал Россию первой страной, «которая так сосредоточена на внедрении всех развивающихся информационных технологий».

Автоматизация и информатизация необходимы не как дань моде, но как способ значительно сократить транзакционные издержки и ослабить государственное давление на предпринимательское сообщество. Так, например, межведомственные информационные системы позволят избежать дублирования проверок одного и того же разными надзорными органами.

Министр Михаил Абызов, курирующий реформу, назвал эти процессы «одним из драйверов изменений». Ему вторит Горан Вранич, считающий, что именно переход на новые технологии подстёгивает ход реформы, давая ей новые инструменты и возможности.

Какие элементы включает в себя автоматизация контроля и надзора? Одним из минимально необходимых аспектов являются личные кабинеты предпринимателей, посредством которых они смогут осуществлять быструю коммуникацию с контрольно-надзорными органами. Это позволит сэкономить время на обжаловании проверок, подаче деклараций, информации об исполнении предписаний.

Кроме того, при помощи этого инструмента бизнес сможет проводить самодиагностику в любой момент. Эта открытость – важный инструмент профилактики нарушений, поскольку добросовестные предприниматели смогут контролировать соблюдение требований не дожидаясь проверки. Наличие требований в свободном доступе в целом сделает систему проверок прозрачной и понятной.

Развитие мобильных устройств позволяет информацию доступной в любом месте. Проверяемый оперативно получает необходимую информацию о планируемых проверках. Инспекторы, в свою очередь, избавляются от бумаги как основного носителя информации: их также заменяют мобильные устройства.

Информационные технологии позволяют экономить ресурсы и время не только бизнеса, но и инспекторов. Они позволяют автоматизировать планирование проверок и основных процессов. А чтобы эти процессы были унифицированы во всех органах, автоматизация будет реализована через разработку Типового облачного решения (ТОР КНД) – централизованно обслуживаемой облачной платформы. При этом слово «платформа» действительно уместно, поскольку централизация необходима лишь для создания единой инфраструктуры. ТОР КНД допускает самостоятельную разработку модулей к системе, становясь базой для развития, а не готовым инструментом.

Исключение человека из процесса – это ещё и уменьшение коррупционных рисков. Так называемый «Интернет вещей» при помощи «умных» датчиков дистанционно собирает данные прямо со станков, счётчиков и прочего оборудования. Объединённые Сетью, они станут самостоятельной киберфизической системой – соединением виртуальных и физических составляющих.

Эти данные позволяют контрольно-надзорным органам в режиме реального времени отслеживать все необходимые показатели. При этом передача напрямую, без посредников в виде живых людей, не даёт фальсифицировать результаты.

Понятным примером реализации «Интернета вещей» является его реализация в сфере ЖКХ, где все счётчики могут быть соединены с центральной базой данных, предоставляя данные о расходе, например, воды в обход жителей и чиновников. Система способна контролировать и гораздо более комплексные системы: Оборудование «Россети» в Татарстане уже диагностируется дистанционно, что позволяет оптимизировать нагрузку на электросети и предотвращать аварийные нагрузки.

Экономя время инспекторов в процессе проверок и сокращая саму необходимость выездов, «Интернет вещей» обладает профилактической ценностью. Предприниматель, зная, что реальные показатели всегда на виду, будет стремиться держать их в норме, снижая тем самым угрозу для здоровья и материальной собственности людей.

«Большие данные» - необходимый элемент построения сложной информационной системы. Это набор методов, позволяющих обработать поступающие массивы информации, и структурировать их.

В современном мире объёмы этих данных столь велики, что «переварить» их становится просто невозможно. Более того, большая часть этих данных видится человеку бесполезной информацией. Даже учитывая, что контрольно-надзорные органы собирают лишь специализированные данные, нелегко выстроить их крупицы в цепочку закономерностей.

Как, например, спрогнозировать риски, основываясь на косвенных данных? Технология «больших данных» позволяет это сделать. Программа способна самостоятельно анализировать риски, распределять субъекты проверки по категориям и даже действительно прогнозировать изменения в уровнях рисков.

Российская банковская сфера уже несколько лет активно использует эти возможности, оценивая кредитоспособность по наполнению социальных сетей, прогнозирования потребностей существующих и будущих клиентов.

Реформа контроля и надзора также планирует активно развивать использование этой технологии. Михаил Абызов считает, что «Через 15 лет проверки в традиционном понимании будут исключением. Основная задача — обеспечить дистанционное взаимодействие между контролером и предпринимателем с помощью удобных сервисов, телеметрии и “больших данных”».

Автоматизация контроля – один из приоритетов реформы. Уже в 2018 году будет произведен ввод в эксплуатацию типового облачного решения, начнётся оперативное информирование поднадзорных субъектов.

назад